История из-под асфальта

Под изношенным слоем дорожной одежды в столице Кузбасса нашли мостовую 30-40-х годов прошлого века.

«При проведении дорожных работ на ул. Ермака под слоем старого асфальта мы обнаружили брусчатку, – сообщил 5 сентября на своей страничке в Facebook мэр Кемерова Илья Середюк. – Предположительно 1934-1937 года. Я принял решение остановить работы. Провели совещание на месте. Дал поручение главному архитектору разработать проект по сохранению наследия».

Мэр предложил оставить мощеный участок дороги в первозданном виде: сделать одну полосу движения или пешеходную зону.

«Кузбасс» попросил прокомментировать находку краеведа Владимира Сухацкого.

«Во-первых, определимся в терминах: это – не брусчатка, – сразу отметил Владимир Александрович. – Брусчатка – это сегодняшнее мощение: от слова брусок. Есть еще булыжная мостовая, когда камень имеет овальную форму и определенную калибровку. В данном случае это – тычковое покрытие: от слова втыкать. Тычковым камнем кемеровские улицы начали мостить в 1928 году: сначала улицу Советскую, она же проспект, затем, в 30-е, – улицу Магистральную, сегодняшний проспект Ленина».

В качестве строительного материала, в основном, использовали песчаник, которого было в избытке (недалеко от города работали несколько карьеров). Его использовали не только при сооружении зданий, но и при мощении дорог, что в Кемерове до 60-х годов было редкостью – город утопал в грязи. Даже к главному корпусу университета можно было пройти по деревянному тротуару, говорит собеседник газеты. Зато у элитных домов, жильцы которых – партийное начальство и руководители предприятий – ездили на автомобилях, устраивали парковки. Дом по адресу Притомская набержная, 13, напротив которого и нашли мостовую, по данным Сухацкого, ввели в эксплуатацию в 1938-1939 году.

«Я на 100% уверен, что это аутентичный тычковый камень, который использовался в 30-е годы, – резюмирует знаток истории города. – Что же касается времени, когда он был уложен, то я с 90-процентной уверенностью могу сказать, что это период с конца 30-х и не позже начала 50-х».

Асфальтовые заводы заработали в Кемерове в 60-е, следовательно, начиная с этого времени мощеную дорогу и могли закатать. Почему её обнаружили только сейчас? Асфальт, уложенный на каменную подушку, служит десятилетиями, объясняет Владимир Сухацкий. Движение в этом месте не оживленное – нагрузка на дорогу небольшая. Следовательно, необходимости в ремонте могло и не быть. А намерение сохранить историческое мощение краевед полностью поддерживает:

«Это памятник первых пятилеток, это время становления города – появление первых твердых дорожных покрытий. Людям сужение проезжей части здесь не помешает, а подлинный кусочек истории почему бы не сохранить?»

Илья Середюк расценил находку как подарок к 100-летию города.

 
Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.