Экомузей Тазгол в Усть-Анзасе

Кемеровская область, Таштагольский р-он, пос. Усть-Анзас

Расположенная на правом берегу Мрассу деревня Усть-Анзас является уникальным памятником этнографии. В этой деревне сохраняется исторический облик, традиционный быт и жизненный уклад шорцев. Доглое время в Усть-Анзасе не было электричества, а попасть в деревню можно было только по реке или вертолетом. Сейчас в деревню можно попасть по грунтовой дороге из Шерегеша. Дорога приводит на левый берег реки Мрассу, напротив деревни (далее необходима перерправа на лодках).

Ключевой туристской достопримечательностью Усть-Анзаса является экомузей «Тазгол», созданный этнографами и археологами Кемеровского госуниверситета. Основой экспозиции под открытым небом экомузея «Тазгол» площадью 5 га является комплекс памятников наследия как шорского, так и русского населения в характерном для этих мест этнокультурном ландшафте. Территория экомузея включает несколько экспозиционных комплексов:


Первый участок
включает в себя:
1. Реконструкции погребения кыргызского воина обрядом кремации на могильнике «Кайчак» и жертвенника «тайелга».
2. Реконструкцию охотничье-промыслового стана.
3. Реконструкцию мастерской древних металлургов улуса.
4. Усадьбу плотника Иванова с амбарами;

Второй участок включает в себя:
1. Комплекс построек миссионерского стана Мрасского отделения Алтайской духовной православной миссии с подлинными домами миссионера, псаломщика, церковно-приходской школой и амбаром.
2. Усадьба торговца «пай Степана» с хозпостройками.
3. Дом паштыка с амбаром и летней кухней;

Третий участок включает в себя:
1. Реконструированный золотоприиск на р. Шимтилыгол, улицы п. Усть-Анзас вдоль берега реки Анзас с традиционной трассировкой, домами, хозпостройками XX вв. и огородами.

Экспозиция состоит из нескольких реконструированных и включенных в состав экомузея памятников, связанных с существованием в эпоху этнографической современности шорского улуса Карга, получившего в конце XIX в. официальное русское название – улус Усть-Анзасский. К ним относятся в первую очередь традиционное каркасное жилище одаг и срубная юрта сенек, а также хозяйственный лабаз.

В кедровом лесу на горе Кайчак местным жителем Василием Карпушкиным воссоздана точная копия охотничье-промыслового стана, существовавшего в районе кедровников по р. Малая Суета. Он состоит из навеса со станком пабрык для размалывания кедровых шишек, каркасного балагана одаг из колотых бревен, срубного лабаза на высоких столбах, бревенчатой эстакады для погрузки мешков с орехом на вьючных лошадей. Здесь на поляне срублена охотничья избушка с нарами и очагом из двух приставленных к стене плах, обмазанных глиной.

Второй экспозиционный комплекс – миссионерский стан Мрасского отделения Алтайской духовной миссии РПЦ, обустроенный в 1878-1881 гг. последователями миссионера Василия Вербицкого – иеромонахами Тихоном и Антонием, священником Гавриилом Оттыгашевым.

В экспозиционной усадьбе русского плотника Иванова – родственника последнего мрасского миссионера шорца Павла Кадымаева, расположенной на склоне горы Кайчак, отражены быт и культура местных русских ремесленников и приискателей, передавших местным жителям навыки плотницкого, кузнечного и бондарного искусства. На этом месте с середины 1920-х гг. была построена усадьба учителей, просуществовавшая до начала 1970-х гг. В комплекс усадьбы Иванова входит транслированный (перевезенный) и отреставрированный дом-пятистенок под вальмовой тесовой крышей. Внутри дома оборудованы две гостевые комнаты с деревянной мебелью, сделанной по старинным образцам. Кроме дома в усадьбу входят два отреставрированных амбара. Один из них – двухъярусный с галереей под двускатной самцовой желобовой крышей на потоках и курицах используется по первоначальному назначению. Внутри второго небольшого одноярусного амбара с рундуком восстановлена кузница, а снаружи амбара под навесом – оборудованы столярная и бондарная мастерские. Новоделом в усадьбе является срубная баня, выполненная по аналогам начала ХХ в. Вся усадьба огорожена забором-полузаплотом.

Подлежит реконструкции золотоприиск на ручье Шимтилыгол с сохранившимися отвалами, плотиной со шлюзом и промывочными канавами. Намечено восстановление барака с нарами и инструментом для промывки золота.

Планировка усадьбы торговца Пай Степана, конструкция входящих в нее объектов, рубленных «в обло с остатком», характеризуют этнокультурные процессы этой эпохи. В экспозиции усадьбы пай Степана с летней кухней сенек, амбаром и другими хоозпостройками можно будет ознакомиться с традиционной одеждой, обувью, утварью, орудиями труда и средствами передвижения шорцев.Дом Пай Степана представляет собой пятистенок с холодным прирубом-сенями из полубревен по северному фасаду и четырехскатной тесовой крышей. Традиционным шорским жилищем, реконструированным в экспозиции, была зимняя срубная бревенчатая юрта сенек, используемая в усадьбе паштыка уже как летняя кухня. Это прямоугольный в плане пихтовый сруб из 6 – 7 венцов без потолка, с двускатной самцовой крышей на потоках и курицах, крытой желобами.

В 1995 г. при строительстве экомузея местные жители случайно обнаружили на террасе горы Кайчак воинское погребение енисейских кыргызов, охранявших торговые караваны во время торгово-обменных операций и сбора дани с местного населения, а также участвовавших в военных и торговых экспедициях в алтайские степи. По следам захоронения «кыргызского воина» археологами А.С. Васютиным, Ю.В. Шириным, Д.Г. Савиновым было заложено несколько небольших раскопов. В одном из них обнаружено еще одно такое же захоронение с удилами ХI – XII вв. В другом найдены остатки земляной плавильной печи. В третьем – зубы и кости ног лошади, скорее всего, связанные с местом жертвоприношений типа алтайского святилища тайелга.

В настоящее время на ритуальном могильнике на горе Кайчак реконструировано захоронение кыргызского воина с каменной стелой с древнетюркской надписью, жертвенник тайелга с каменным изваянием и оградкой, надземные захоронения предков местных шорцев.

На соседней поляне верх по склону горы Кайчак студентами КемГУ под руководством проф. Н.М. Зинякова в 1992 г. реконструировано поселение древних литейщиков и кузнецов, представленное двумя типами плавильных печей, ямой для обжига древесного угля, срубной избушкой-кузницей, летним каркасным жилищем одаг с плавильной печью. В охранных зонах экомузея представлены и другие памятники археологии: неолитическое поселение Печергол и средневековые поселения древних металлургов – Усть-Анзас, Комус, Чулдугол и др.

Каждый год Усть-Анзас является местом посещения туристов – водников, гостей Шорского национального парка. Ежегодно в деревне, на базе экомузея «Тазгол» проводятся этнографические и музейные практики студентов областных вузов.

 
Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.